Образование в России
Все ВУЗы страны и не только!!!

Главная Учебные заведения Новости Статьи Полезные ссылки
Статьи
Магистратура - образование "выше высшего"
21.07.2011

Магистратура2009-2010 учебный год прошёл под знаком Болонского процесса. В этом учебном году ожидается большее усиление в объединении образовательных пространств России и Европы.

Болонский процесс начался в конце 90-х годов и стал основой глобализации в образовательной сфере. Сложившееся к тому времени в Европе единое экономическое и политическое пространство стало толчком к объединению и образовательных систем. Для стран Европы вполне часты случаи, когда человек получает специальность в одной стране, а затем устраивается на работу в другой. В такой ситуации работодателю проблематично оценить квалификацию приезжего специалиста, так как системы образования в странах разные. Данные обстоятельства и стали причинами для выбора единой системы образования в странах Европы, так как взаимного признания дипломов и сертификатов явно не достаточно, нужна возможность сопоставлять учебные программы и курсы, изучаемые в рамках одной специальности в разных странах.

В наше время во всех общественных сферах активно протекают интеграционные процессы. Одним из важных направлений в современной интеграции является сближение культуры и образования различных стран. Наша страна стремится к тому, чтобы наше высшее образование соответствовало мировым стандартам и было эквивалентно высшему образованию в других странах.

Что такое магистратура и кто такой магистр?

Само слово «магистратура» далеко не новое. В древнем Риме магистратура являлась общим названием государственных должностей, человек, занимающий какую-либо подобную должность, назывался магистратом. С 1720 г. до судебной реформы 1864 года в России был орган управления, носивший название магистрат. В нашей стране магистрат исполнял административно-судебные функции. В наши дни во Франции магистратом называется совокупность судебных чинов, прокуроров и высших административных чиновников. В Англии магистрат является общим названием высших полицейских чиновников и мировых судей. В Германии магистратом называется совокупность городских учреждений.
Степень магистра использовалась в университетах ещё со времён средневековья. В современной образовательной системе магистратурой называется вторая ступень высшего образования.

Согласно европейским стандартам, магистратура является вторым уровнем высшего образования. Для поступления в магистратуру необходимо иметь высшее образование в статусе специалиста (в России), бакалавра или магистра другой специальности. После того, как российские вузы перешли на новую систему образования, выпускникам после четырёх лет обучения присваивается статус бакалавра, после шести лет – магистра. Бакалавриат и магистратура являются самостоятельными уровнями образования, для продолжения обучения в магистратуре, необходимо закончить обучение в бакалавриате и сдать экзамены на конкурсной основе. Программы обучения в магистратуре ориентированы на рынок труда и на сотрудничество с работодателями, кроме того, они учитывают условия интеграции с общеевропейской системой образования. Однако на данный момент пока нет отказа от старой системы образования, поэтому у абитуриентов есть возможность учиться на специалиста, срок обучения на данном направлении составляет пять лет.

Прежде всего, магистратура является научной школой, задача которой - подготовить выпускников к научным исследованиям, обучить их современной методологии и методике научного познания. Поэтому магистратуру имеет смысл открывать там, где есть наука. Учебный план позволяет студентам магистратуры самим выбирать базовые и элективные курсы, ориентироваться в логике изучаемого материала, выбирать нужные дисциплины, определять направления своего обучения.

На сегодняшний день около 140 высших учебных заведений открыли магистратуры. В Москве таких вузов около 30, в Санкт-Петербурге – более 15. Не смотря на это, такая система образования остаётся для нашей страны новшеством. В чём же заключаются преимущества новой системы образования? Одна из важнейших функций магистратуры – обучение людей, которые стремятся получить дополнительное высшее образование. Магистратура способна помочь учащемуся выработать универсальный подход к конкретной профессиональной деятельности. В отличие от других форм высшего образования, магистратура в большей части направлена на изучение предметов специализации, исследовательские проекты и производственную практику. Вследствие этого, программы обучения в магистратуре в большей мере направлены на потребности работодателей. Магистры получают набор знаний, который позволяет сразу квалифицированно выполнять определённые функции своей специальности.

Магистратура даёт возможность студентам получить те знания, которые по различным причинам были урезаны по причине довольно жёстких рамок стандартов высшего образования. С помощью магистратуры студент может плавно перейти от одной специальности к другой или улучшить знания начальной специальности, а так как выбор специализации осмысленный, у студента повышается мотивация к учёбе и как следствие успеваемость. Во время обучения в магистратуре, студенту предстоит написать и защитить диссертацию, требования к которой близки к требованиям, предъявляемым кандидатской диссертации. В будущем, после окончания магистратуры, если у выпускника есть желание, он вполне может довести свою диссертацию до уровня кандидатского исследования. Магистратура может стать заменой второго высшего образования.

Программы обучения магистратуры предоставляют углублённые знания в целом комплексе дисциплин. Учащиеся приобретают способности исследовательской и преподавательской работы, систематизации и обобщения информации и как следствие, получают адекватное представление о современной науке. Выпускники магистратуры являются профессионалами в выбранной специальности, имеют более качественную подготовку, чем бакалавр или специалист. Они способны принимать решения, брать на себя ответственность, анализировать, осуществлять коммуникативные функции и умеют не только применять имеющиеся знания, но и вырабатывать новые и передавать их другим сотрудникам. Не смотря на удобность и привлекательность многоуровневой системы образования, на сегодняшний день в нашей стране она имеет значительные минусы.

Проблемы магистратуры

1. Наша страна не имеет инфраструктуру, которая типична для зарубежной системы образования. Основная проблема заключается в том, что новая система не привычна для России. Бакалавр, отучившийся четыре года, считается специалистом с неполным высшим образованием, поэтому работодатели отдают предпочтение специалистам, отучившимся пять лет. Вследствие этого бакалавру сложно найти работу.

2. Многоуровневая система образования предполагает единую степень доктора наук, но в нашей стране эта степень соответствует кандидату наук, который является учёным гораздо более высокого уровня.

3. Большинство абитуриентов магистратур – специалисты. Это явление не соответствует сути данной структуры. В первую очередь в магистратуру поступают не нашедшие работу бакалавры, чья профессиональная подготовка ниже, чем у сегодняшних специалистов. В будущем такое положение вещей вызовет большие нарекания по качеству высшего образования.

4. При переходе на новую систему образования большое значение имеет академическая мобильность. Студенту необходимо поучиться в разных вузах. В Болонском процессе академическая мобильность играет большую роль, студент может выбрать несколько учебных заведений и каждый год менять их, приобретая опыт различных школ. В странах Европы такая практика применяется часто. В России на данный момент такой практики нет. Как считают специалисты, идея разделения уровней обучения состоит в том, что студент должен иметь более гибкую траекторию образования, чтобы после получения базового образования в одном учебном заведении, продолжить обучение в другом. Академическая мобильность предполагает обучение и практику не только в высших учебных заведениях одного региона, но и по всей стране. Зарубежное обучение для магистров остаётся под большим вопросом, так как здесь есть ряд препятствий, например, знание иностранного языка, финансовый вопрос.

В заключении стоит сказать, что в наше время магистратура перестаёт быть чем-то экзотическим. Более того, магистратура может стать дополнительным плюсом при устройстве на работу или помочь углубить знания специальности занимаемой должности. Не смотря на то, что в нашей стране у новой системы образования есть минусы, по сравнению со старой системой, данные перемены способствуют повышению качества высшего образования.

Смотрите также:
Самые востребованные профессии в России на 2011 год
 

« Назад