Образование в России
Все ВУЗы страны и не только!!!

Главная Учебные заведения Новости Статьи Полезные ссылки
Новости
18.02.2015 - Про гаджеты и лицемерие

"В современном постмодернистском мире, когда ребенок в чем-то квалифицированнее, чем взрослый человек, учителя хотят остаться на пьедестале"

70% подростков, несмотря на запрет, пользуются во время уроков мобильными телефонами или другими гаджетами, если им нужно найти информацию по учебе. К таким выводам пришли аналитики Центра исследований современного детства Института образования ВШЭ, опросив более пяти тысяч московских школьников 16–18 лет.

Такая ситуация наглядно демонстрирует несоответствие официальной образовательной политики реальным вызовам времени. Как показало исследование, несмотря на ограниченный доступ к школьным компьютерам и фильтрацию контента, современные подростки отлично справляются с поиском нужной информации с помощью личных гаджетов, даже если это приходится делать тайком. Только 10% опрошенных рассказали, что им разрешено использовать собственные устройства на уроке.

Иными словами, пресловутая информатизация школьного процесса, на которую было потрачено столько усилий и финансов, не только не достигла поставленных задач по приобретению современных навыков, но превратилась в тормозящее учебный процесс устройство. Вне школьного интернета оказались многие образовательные ресурсы, социальные сети, дающие возможность внеклассного контакта, не говоря уже про электронные журналы, в которых нельзя исправить двойку, и электронные дневники, которые не открываются. Нельзя, конечно, забывать про доступность интернета вне дома, однако 91% школьников назвали в качестве устройства мобильный телефон, на втором месте по популярности планшет (45%,) ноутбук – 39%, далее следуют иные устройства, и только 3,5% ответили отрицательно. Более того, 18% опрошенных отметили, что им приходилось использовать собственные девайсы, когда учителю нужно помочь быстро найти информацию.

Впрочем, не все так просто. Данные PISA показывают, что корреляция между успеваемостью и использованием компьютера дома сильнее, чем в школе. Другое, недавно проведенное исследование ОЭСР продемонстрировало, что наличие современных технологий в школе не обязательно гарантирует высокий образовательный результат.

Диана Королева, аналитик Института образования ВШЭ:
– Учеников всех школ объединяет одно: доступ к компьютерам у них есть только на уроках информатики, и этот доступ, выход в интернет контролирует учитель. Для самостоятельного поиска информации школьные компьютеры не используются. Но здесь нужно понимать: одно дело – стационарные компьютеры, закрытые за железной дверью, и совсем другое – гаджеты самих учеников.

Поэтому в исследовании мы не стремились проанализировать, как влияют информационные технологии на образовательный результат, мы хотели сделать срез и посмотреть, как сегодня сама школа реагирует на третью волну информатизации, когда в классе сидит 30 пользователей мобильных технологий, высокоскоростного интернета. И мы видим, что есть контент, который блокируется на уровне провайдера на школьных компьютерах, причем предназначенных как для учащихся, так и для учителей. Понятно, что в число запрещенных попадают сайты с условно опасным и негативным контентом, но также и сайты современные, которые несут образовательные технологии. Кроме того, часть детей, пусть и небольшая, с учителями общается посредством социальных сетей, некоторые педагоги используют социальные сети для выполнения домашних заданий. Но если учитель это делает, то делает в обход школьных правил, скорей всего, с домашнего компьютера. То есть это запрещено, но это происходит.

Но самое главное, что мы наблюдаем: гаджеты невозможно запретить. Ученики говорят, что в школе запрещено пользоваться мобильными телефонами, тем не менее они все сидят с мобильниками на уроках. Более того, они их используют не только для развлечения, но и для обучающих целей, однако системой это официально игнорируется.

http://pedsovet.org

« Назад